История древней Индии в датах со времен Вед до нашей эры
-10000 Тайттирийя-брахмана (3.1.2) упоминает о созвездии
Пурвабха-драпада, восходящем на востоке, явлении, которое, по расчетам
д-ра Б. Г Сиддхартха, приходится на это время. Это самая ранняя
известная датировка священных Вед.
-10000 Ведическая культура, соль вечной мудрости человечества, Санатана
дхарма, живет в Гималаях в конце Ледникового периода.
-8500 Тайттирийя-самхита (6.5.3) помещает созвездие Плеяд в зимнее
равноденствие, что позволяет судить о древности этой части Веды.
-7000 Заканчивается протоведический период. Начинается ранневедический период.
-7000 Время Ману Вайвасваты, «отца человечества» (по преданию,
южноиндийского махараджи, кото-рый приплыл к Гималаям во время великого
потопа).
-7000 Первые свидетельства наличия лошадей в районе Ганга.
-7000 Жители Индо-сарасватийского региона выращивают ячмень, разводят
овец и коз. Они запасают зерно, хоронят своих мертвых и строят дома из
глиняных кирпичей, обожженных на солнце.
-6500 Стихи Ригведы (напр., 1.117.22, 1.84.13.5) говорят о том, что
зимнее солнцестояние происходит в Овне, что позволяет датировать эту
часть Вед этим временем (согласно д-ру Д. Фроули).
-6000 Ранние поселения на реке Сарасвати, тогда величайшей в Индии и
протекавшей к западу от Дели; Раджастхан - плодородный регион с
обширными пастбищами, как это и описано в Ригведе. Культу-ра,
основанная на ячмене (ява), меди (айяс) и коровах, также соотносится с
описаниями Ригведы.
-5500 Жители селений Мергарха делают обожженные гончарные изделия и
тысячи маленьких глиня-ных женских фигурок (древнейшие признаки
почитания Шакти) и участвуют в торговле драгоценными камнями и морскими
раковинами с отдаленными регионами.
-5500 Дата астрологических наблюдений, связанных с древними событиями, позднее упомянутыми в Пуранах (Ален Даньелу).
-5000 Начало Индо-сарасватийской цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро.
Датировка получена ар-хеологами, осуществившими раскопки на глубине 14
футов. Кирпичные огненные алтари существуют во многих домах и,
вероятно, используются для ведического риту-ала,яджнм. Первые признаки
почитания Господа Шивы. Эта зрелая культура просуществует 3000 лет и
исчезнет около -1700.
-4300 Традиционная датировка жизни Господа Рамы.
-3928 25 июля - самое раннее солнечное затмение, упомянутое в Ригведе
(согласно современному индийскому исследователю д-ру Шри П. С.
Сенгупте).
-3200 Индуистские астрологи, накшатра-дарши, записывают в ведических
текстах свои наблюдения полнолуний и новолуний во время летних и зимних
солнцестояний и весенних и осенних равноденствий с учетом 27
фиксированных звезд (накшатр), расположенных с почти равными
промежутками на лунной эклиптике или видимом пути через небо. Прецессия
равноденствий (вызываемая колебанием земной оси вращения) приводит к
тому, что накшатры смещаются с постоянной скоростью вдоль
предска-зуемой траектории с циклом в 25000 лет. На основе этих
наблюдений историки могут вычислить даты, когда имели место указанные
положения Луны, Солнца и накшатр.
-3102 Начало кали-юги и индуистского календаря Эры Кали.
-3100 Весеннее равноденствие в Рохини (середина Тельца), упоминающееся
в нескольких Брахманах (по Б. Г.Тилаку). Традиционная датировка войны,
описанной в Махабхарате, и жизни Господа Кришны.
-3100 Заканчивается ранний ведический период, начинается поздневе-дический период.
-3100 Арийские народы населяют Иран, Ирак и подходят к западной границе
Индо-сарасватийской долины. Фроули описывает ариев как «культуру
духовного знания». Он и другие ученые верят в то, что: 1) Семиречье
(Сапта-Синдху), упомянутое в Ригведе, находилось в Индии, 2) народ
Индо-сарасватийской долины и народ Ригведы - это одно и то же и 3) не
было никакого арийского вторжения. Эта точка зре-ния в настоящее время
преобладает над западной исторической концепцией ариев как отдельной
этни-ческой или языковой группы. Тем не менее многие ученые до сих пор
считают, что индо-сараеватийский народ - это дравиды, которые были
позднее вытеснены пришлыми ариями.
-3000 Свидетельства о наличии лошадей в южной Индии.
-3000 Традиционная датировка письменной фиксации Шайва-агам древнейшим Тамильским Сангамом.
-2700 Печати из Индо-сарасватийской долины свидетельствуют о почитании Шивы, изображая Шиву как Пашупати, Господа животных.
-2600 Индо-сарасватийская цивилизация достигает пика развития и
удерживается на этом уровне до 1700 г. до н. э. Распространяясь из
Пакистана в Гуджарат, Пенджаб и Уттар-Прадеш, она является вели-чайшей
из трех древнейших цивилизаций мира. Имеет связи с Месопотамией
(возможно, и с Критом), Афганистаном, Центральной Азией и Карнатакой.
Население Хараппы и Мохенджо-Даро достигает 10 тыс. чел.
-2600 Основные части гимнов Вед составлены в правление Вишвамитры I (датировка д-ра С. Б. Роя).
-2600 Пересыхание прославленной в Ведах реки Дришадвати и, возможно, смещение русла Ямуны, которая отныне впадает в Ганги.
-2500 Основной период индо-сарасватийских городов. Культура базируется
на рисе и хлопке, которые были впервые окультурены в Индии. Девяносто
процентов городов расположены вдоль реки Сарасвати. Это житница
региона. Мохенджо-Даро - большой периферийный торговый центр. Ракхигари
и Ганвери-вала (еще не раскопанные на момент составления хронологии,
1994 г.) -такие же большие, как и Мо-хенджо-Даро. Индо-сарасватийские
поселения были найдены на юге до реки Годавари в Карнатаке и на севере
до реки Амударьи.
-2500 Упоминание о весеннем равноденствии в Криттике (Плеядах или
раннем Тельце) в гимнах и Брахманах Яджур- и Атхарваведы. Это
соотносится с хараппскими печатями, на которых изображены семь женщин
(Криттик), поддерживающих огонь.
-2051 Диводаса (правит до -1961) поддерживает контакты с вавилонским
царем Индату (вавилонская хронология). Датировка С .Б. Роя. ок. -2040
Принц Рама рождается в Айодхье (эта и две следующие датировки
принадлежат С. Б. Рою).
-2033 Правление Дашаратхи, отца Господа Рамы. Царь Равана, враг Рамы, правит в Шри-Ланке.
-2000 Возможная дата письменной фиксации первых Шайва-агам.
-1915 Весь Тамильский Сангам города Мадурая собирается в Тирупаранкундраме (по традиционной тамильской хронологии).
-1900 Заканчивается поздневедический период, начинается постведический период.
-1900 Река Сарасвати пересыхает, конец Индо-сарасватийской цивилизации,
конец ведической эры. С этих пор центр древнеиндийской цивилизации
перемещается с Сарасвати на Гангу. Ведический народ, возможно,
мигрирует из Индии на Ближний Восток (предположительно, давая начало
миттанийцам и касситам, которые поклонялись ведическим богам).
Климатические перемены делают регион Сарасвати слишком засушливым для
обитания людей. (В 1990-х гг. русло высохшей Сарасвати, считавшееся
потерянным, было наконец обнаружено со спутника.)
-1500 Затопление каменного портового города Дварка близ Гуджарата, где
использовалось раннее письмо брахми, древний индийский алфавит. Многие
отождествляют этот город (больший, чем Мохенджо-Даро) с Дваракой
Кришны. Возможная датировка жизни Господа Кришны. Вторая фаза
урбанизации Индии (промежуточная между индо-сарасватийскими городами
типа Хараппы и позднейшиими городами на Ганге).
-1500 Автохтонная технология производства железа в Дварке и Кашмире.
-1500 Корица экспортируется из Кералы на Средний Восток.
-1472 Правление Дхритараштры, отца Кауравов, и Юдхиштхиры, царя
Пандавов. Жизнь мудреца Яджнявалкьи. Датировки основаны на упоминании в
Махабхарате зимнего солнцестояния в Дхаништхе.
-1450 Ригведа-самхита полностью сложилась. В течение следующих
нескольких сотен лет составля-ются Упанишады, а также Веданги и Сутры.
-1424 Битва Бхараты согласно Махабхарате. (Профессор Субхаш Как
датирует эту битву -2449. Дру-гие авторы дают более поздние датировки,
вплоть до IX века до н. э.).
-1424 Рождение Парикшита, внука Арджуны и следующего царя.
-1316 Эпическая поэма Махабхарата составлена мудрецом Вьясой.
-1300 Панини составляет Аштадхьяйи, систематическое изложение санскритской грамматики (датировка по Рою).
-1300 В Махабхарате и Рамаяне делаются изменения до 200 г. до н. э.
Пураны редактируются до 400 г. до н. э. Ранняя литература смрити
составляется в течение следующих 400 лет.
-1255 Царь Шучи из Магадхи пишет Джйотиша-ведангу.
-950 Евреи прибывают в Индию на торговых судах царя Соломона.
-950 В течение следующих 200 лет санскрит постепенно выходит из употребления как разговорный язык.
-900 Железный век в Индии. Первое употребление железа датируется по крайней мере -1500.
ок. -900 Первые упоминания о святом городе Варанаси (Бенарес), одном из
древнейших из поныне су-ществующих городов мира, расположенном на
священной реке Ганге.
-800 Записываются поздние Упанишады. Поздние смрити, вторичные
индуистские писания, составляются, уточняются и дополняются в течение
следующей 1000 лет.
-750 Пракриты, местные или «естественные» языки, развиваются у народов
Индии. Уже расцветшие в 500 г. до н. э. пали и другие пракриты в
основном известны нам по буддийским и джайнским книгам, написанным в то
время. Жреческий санскрит постепенно очищается и утончается в течение
следующих 500 лет и приобретает свою классическую форму.
-700 Ранний смартизм возникает из синкретической ведической
брахманической (т. е. относящейся к жреческой касте) традиции. Сегодня
он процветает как либеральная секта смартов наряду с сектами шиваитов,
вишнуитов и шактистов.
-623-543 Жизнь Сиддхартхи Гаутамы, Будды, родившегося в нынешнем
Уттар-Прадеш в шиваитском царском роду Шакья (датировка шриланкийских
буддистов. Индийские ученые называют другие даты: -563-483. Махаянисты
Китая и Японии: -566-486 или позже).
ок.-600 Жизнь Сушруты из Варанаси, отца хирургии. Его аюрведические
трактаты охватывают пульсовую диагностику, грыжу, катаракту,
косметическую хирургию, медицинскую этику, 121 хирургическую операцию,
антисептики, токсикологию, психиатрию, ожоги, хирургическую анестезию,
чесночную тера-пию и многое другое,
-599-527 Жизнь Махавиры Вардхаманы, 24-го Тиртханкара и почитаемого
учителя джайнского ренес-санса. Его учение придает особое значение
строгим правилам вегетарианства, аскетизма и ненасилия. (Некоторые
датируют его жизнь 40 годами позже.)
ок.-500 Жизнь Капилы, основателя санкхья-даршаны, одной из шести
классических систем индийской философии, В Индии строятся дамбы для
сохранения воды.
В течение следующих 300 лет (по Мюллеру) составляются многочисленные
вторичные индуистские писания (смрити): Шраута-сутры, Грихья-сутры,
Дхарма-сутры, Махабхарата, Рамаяна и Пура-ны и т. д.
Начало эры Тамильского Сангама (500 г до н. э.-500 г. н. э.). Мудрец
Агастья пишет Агаттий-ям, первую известную нам тамильскую грамматику.
Толкаппийяр пишет Толкаппийям-пурана-нуру, труд также о грамматике, в
котором утверждает, что он фиксирует мысли о поэзии, риторике и т. п.
более ранних грамматиков, что указывает на высокую степень развития
тамильской языковой культуры уже до того времени. Он приводит правила
заимствования санскритских слов в тамильский язык. Другими из-вестными
трудами Сангама являются поэтические собрания Па-рипадал, Паттупатту,
Эттутокай-пуранануру, Аканануру, Аингурунуру, Падиненкилканакку.
Некоторые из трудов касаются почитания Вишну, Индры, Муругана и
Всевышнего Бога Шивы.
-480 Умирает Аджита, настика (атеист), который проповедовал чисто
материалистическое объяснение жизни и учил об окончательности смерти.
-478 Принц Виджайя, изгнанный своим отцом, царем Синхабаху, отплывает
из Гуджарата с 700 последователями. Основывает Сингальское царство в
Шри-Ланке (хроника Махавамса, ок. 500 г.).
ок.-400 Панини составляет свою санскритскую грамматику, Аштадхьяйи (датировка, принятая большинством западных ученых),
-326 Александр Великий, царь Греции, вторгается в северную Индию, но
ему не удается ее завоевать. Его солдаты поднимают мятеж. Он покидает
Индию в том же году. Греки, оставшиеся в Индии, вступают в браки с
индийским населением. Взаимообмен философий оказывает влияние на обе
цивилизации. Греческая скульптура оставляет след в индийских стилях.
Позже, при бактрийском царстве, греческое влияние еще усиливается.
-305 Чандрагупта Маурья, основатель первой всеиндийской империи
(-324-184), громит греческие гарнизоны Селевка, основателя Империи
Селевкидов в Персии и Сирии. В эпоху расцвета при императоре Ашоке
(правил в -273-232 гг.) империя Маурьев включает в себя всю Индию,
кроме крайнего Юга.
ок.-302 Каутилья (Чанакья), министр Чандрагупты Маурьи, пишет
Артхашастру, свод законов, административных процедур и политических
советов для царей.
ок.-300 Процветает вишнуитская секта паньчаратра. Все позднейшие секты
вишнуизма основываются на верованиях паньчаратры (оформленных Шандильей
ок. 100 г. н. э.).
ок.-300 Основывается южноиндийское царство Пандьев (300 г. до н.
э.-1700 г. н. э.). В его столице, Мадурае, строится величественный храм
Минакши. Позднее будут построены также храм в Шрирангаме и храм
Рамешварам с его тысячеколонным залом (ок. 1600 г. н. э.).
-297 Император Чандрагупта отрекается от престола, чтобы стать джайнским монахом.
-273 Ашока (правил в -273-232 гг. до н. э.), величайший император в
династии Маурьев, внук Чандрагупты, восходит на престол. Отказавшись от
насильственных завоеваний после своего жестокого вторжения в Калингу
(260 г. до н. э.), он обращается в буддизм. Занимается общественным
строительством и посылает дипломатические миссии мира в Персию, Сирию,
Египет, Северную Африку и на Крит и буд-дийские миссии в Шри-Ланку,
Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. Благодаря международному
влиянию Ашоки буддизм превращается в мировую силу. Его труды и учение
увековечены в Эдиктах на камнях и колоннах (например, на «львиной
капители» колонны в Сарнатхе, которая является нацио-нальной эмблемой
современной Индии).
-251 Император Ашока посылает своего сына Махендру (-270-204 г. до н.
э.) распространять буд-дизм в Шри-Ланке, где его по сей день почитают
как миссионера-основателя национальной религии.
ок.-250 Жизнь Махарши Нандинатхи, первого известного нам садгуру в
Кайласа-парампаре Нандинат-ха-сампрадайи. Восемью его учениками были
Санаткумар, Санакар, Санаданар, Санантанар, Шивай-огамуни, Патанджали,
Вьягхрапада и Тирумулар (Сундаранатха).
ок.-200 Жизнь Риши Тирумулара, ученика Махарши Нандинатхи и автора
Тирумантирам, обобщения Шайва-агам и Вед в 3047 стихах и сжатого
изложения учения Нандинатха-сампрадайи. Основал южноиндийскую
монистическую школу шайва-сиддханты.
ок.-200 Жизнь Патанджали, ученика Нандинатхи и собрата по монашеству
Риши Тирумулара. Написал Йога-сутру в Чидамбараме, южная Индия.
ок.-200 Жизнь Бхогара Риши, одного из восемнадцати тамильских сиддхов.
Этот мистик сделал из девяти ядов мурти Паланисвами, установленное ныне
в храме на холмах Палани (южная Индия). Бхогар ли-бо был родом из
Китая, либо бывал там.
ок.-200 Жизнь Святого Тируваллувара, поэта-ткача, жившего в районе
современного Мадраса, автора Тирукурала («Святых куплетов»),
классического тамильского труда по этике и управлению государством (на
этой книге присягают в современных судах в южной Индии).
ок.-200 Джаймини пишет Миманса-сутры.
ок.-150 Начинается строительство буддийских пещерных храмов Аджанты в
районе современного Хайдарабада. Создание 29 монастырей и галерей
продолжается приблизительно до 650 г. н. э. Знаменитые фрески написаны
между 600 г. до н. э. и 650 г. н. э.
-145 Основана империя Чолов (145 г. до н. э.-1300 г. н. э.) в
Тамилнаде, которая в эпоху своего расцвета достигнет больших успехов в
административной организации и хозяйстве, в частности развернет
огромные ирригационные работы.
-58 Начало Эры Викрама Самват по индуистскому календарю.
ок. -10 Иланговадикал, сын тамильского царя Чералатана, пишет
выдающийся классический трактат о музыке и танце Силаппатикарам.
Начало западного календаря. Наша эра.
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. "Танец с Шивой"