Кашмирский шиваизм - Религия и Эзотерика - Религия и эзотерика - - Эпос и мифы. Религия и эзотерика. История и открытия.
Пятница, 09 Декабрь 16, 00:21Главная

Меню сайта

Категории каталога

Религия и Эзотерика [14]
Статьи по различным религиям

Форма входа

Поиск

Рекомендуем

Статистика

Главная » Статьи » Религия и эзотерика » Религия и Эзотерика

Кашмирский шиваизм
Учение, называемое обычно кашмирским шиваизмом, есть недвойственная доктрина Агам, или Тантр — священных писаний шиваизма и шактизма. Его возникновение относят примерно к 8 в. н. э. Кашмирский шиваизм также именуют парадвайтой ("высшей недвойственностью") и сватантрья-вадой ("учением о свободе [сознания]").

Согласно КШ, в абсолютном смысле существует лишь Сознание, осознающее себя, свободное и деятельное — которое есть Бог. Это высшее Сознание называют Парасамвит, Парамашива или Ануттара; оно проявляется в динамическом взаимодействии двух своих модусов, пракаши (света Сознания) и вимарши (силы самосознания, отражения) — или Шивы и Шакти. Сила вимарши проявляется как Я ЕСТЬ (параханта, атман). Мир есть проекция Сознания, неотличная от него самого — и потому он реален.

Суть реализации — осознать себя как тождественного высшему Сознанию (поэтому метод КШ называют пратьябхиджня, "признание") и увидеть весь мир как его игру (чидвиласа), исполненную блаженства. Подобное признание истинной природы Реальности происходит спонтанно — по воле самого Шивы, его невозможно достичь какими-либо техниками. Поэтому Ватуланатха-сутра гласит: "Обращением к великой спонтанности обретается истинная природа". Однако КШ предусматривает и возможность постепенного пути (крама) — ведущего так же к конечной реализации Единства.

Базовый текст КШ, считающийся божественным откровением — Шива-сутры, записанные мудрецом Васугуптой и датируемые 9 в. н. э. Кроме него, стоит отметить Спанда-карики Каллаты, Шива-дришти Сомананды, Ишвара-пратьябхиджню Утпаладевы и Тантралоку Абхинавагупты, а также ряд текстов, относящихся к классу Агам — таких как знаменитая Виджняна-бхайрава.

Абсолютный Шива


1. Свобода (сватантрья) – корень счастья, зависимость же от других есть источник страданий. Одной лишь свободы достаточно для наслаждения и освобождения.

2. Всевышний Господь (Парамешвара) свободен. Как Атман Он пребывает во всем. Он самоочевиден. Свет писаний нужен лишь для того, чтобы устранить тьму сети иллюзии.

3. Все, что пребывает в этом мире, существует благодаря силе света сознания (пракаша). Эта сила сознания, источник всего существующего, всегда явлена сама по себе.

4. Подобно тому, как чистый кристалл, преломляя свет и создавая множество цветов, сам не изменяется, так и вечно чистый свет сознания всегда пребывает неразделенным, хотя все множество объектов проявляется в нем.

5. Но кристалл безжизнен и не сознает собственного существования. Свет сознания же всегда осознает сам себя, так как сила осознания (вимарша) есть его сущность.

6. Пракаша, отделенный от вимарши, перестанет быть светом; также и вимарша, отделенная от пракаши, лишится своей сущности.

7. Пракаша и вимарша – два имени, данные одной реальности для удобства объяснения. В действительности, они нераздельно связаны и являются сущностью друг друга.

8. Атман имеет природу силы сознания (самвит), то есть нераздельного слияния (самараса) пракаши и вимарши. Он совершенен в себе и свободен в познании и действии. Кто может отрицать его бытие и на каких основаниях!?

9. Абсолютное сознание, сущность всего, есть Всевышний Господь в своей свободе. По своей природе (свабхава) Он спонтанно проявляется, и Его проявление представляется всем множеством феноменов – от Шивы до земли.

10. Кто и каким образом сможет точно описать Его Божественность и абсолютную свободу? Совершенные (сиддха) указали на нее различными терминами – такими как пульсация (спанда), вспыхивание (спхурти) и колебание (гхурни).

11. Это пыл (ручи) Недвижимого, подобный внутреннему импульсу. В предании Себя (вишранти) этому пылу – высшее блаженство Великого Господа.

12. Без этого бы Господь был один, подобно скале. Кто бы тогда смог прийти к заключению о том, существует Он или нет?

13. Тогда, будучи несознающей пустотой, Он перестал бы быть Господом. Но Бог не таков, Он всегда в [сознании] экстатического бытия «Я».

14. Он есть сознание (чити) и являет себя посредством сознания, которое есть пракаша. Будучи сознанием по самой своей природе, Он осознает себя как «Я».

15. Все сущее возникает из него и в нем растворяется через его Шакти. Эта сила творения и поглощения отличает Господа от пустоты или несознающей субстанции (джада).

16. Таков истинный принцип реальности творения, принятый совершенными. Другая же теория – о видоизменении основной сущности (прадханикапаринама-вада) – годится лишь для тех, кто [разумом] подобен ребенку.

Отрывок из «Сватантрья-Дарпаны» Б. Н. Пандита
Перевод С. Федорова
Категория: Религия и Эзотерика | Добавил: Rajj (11 Ноябрь 09)
Просмотров: 430
Copyright © 2016 |