В Индии результатом выделения знати и жречества стало формирование
замкнутых сословий — варн. Основное содержание термина “варна” - "вид”,
“цвет”, “разряд” людей.
Варновая система явилась результатом исторического развития и могла
возникнуть только на определенной его стадии. Все индуистские тексты
свидетельствуют, что сначала арии не знали варн, что они возникли в
строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. В
результате разложения первобытнообщинного строя, помимо классов,
оформились сословия. Сословные различия были почти во всех странах
древности, но законченный характер они приняли именно в Индии,
благодаря стойкости и живучести пережитков родо-племенных отношений и
прочности общинной организации. Племенные объединения постепенно
включались в классовое общество, но прочно удерживали старые позиции,
содействуя консервации общественных явлений. Образование сословий
происходило под непосредственным воздействием особенностей
родо-племенных отношений, религиозных и этнических различий, а решающим
фактором в становлении оформленной иерархической системы варн были
процессы, которые происходили в общественно-экономическом развитии —
это усиление социального неравенства. Концентрация собственности более
или менее точно соответствовала варновому делению. Сословный принцип
определяет сущность системы варн. В ранневедический период в обществе
существовало тройственное деление — брахманы (священнослужители),
раджанья (знать) и виш (простой — народ). Это деление в большей степени
определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего
общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В
ведический век не было следов наследственных профессий и кастовой
эндогамии, народ представлял собой единое целое. Но в поздневедический
период стали расти различия между подразделениями в обществе. Появилась
доктрина о четырех варнах: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском
гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из
частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст,
кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.
Варна брахманов (браминов) (brahmana — “знающий священное учение”)
занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые
выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Установлению
социального превосходства брахманов над другими членами общества
способствовала мифическая теория их происхождения. Так как брахманы
были созданы из самой “чистой” части тела Брахмы, то боги общались с
людьми устами брахманов. Судьба людей зависит от бога, а узнать божью
волю и воздействовать на нее могут только брахманы. Им было
предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные
обряды, знакомить людей со священными писаниями. Считалось, что они
достигли высшей степени совершенства. Пользуясь тем, что им была
доверена духовная жизнь народа, они стремились закрепить свое
привилегированное положение в обществе, приписывая себе божественное
происхождение. В древние священные книги — шастры были включены
предписания, которые подчеркивали исключительность брахманов по
сравнению с другими представителями индийского общества. Брахманы были
освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью.
Убийство брахманов было самым большим грехом.
Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев (ksatruya
— “наделенный могуществом”), в которую входила военная знать. Эта варна
располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в
своих руках материальные ресурсы и военную силу. Имеется много фактов,
свидетельствующих о соперничестве между кшатриями и брахманами за
притязание на привилегированное положение в обществе. Кшатрии постоянно
оспаривали главенствующее положение брахманов, утверждая, что брахман
не владыка и что жрец — только слуга царя.
Основная масса общинников образовала третью варну — вайшьев (vais'va
— “наделенный имуществом”). Эта варна состояла в основном из
земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было
предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в
государственном управлении. В частности, коронация царей происходила
при их непременном участии. Вайшьи составляли ту основу, на которой
покоилось благополучие брахманов и кшатриев, они были основным податным
сословием. Однако вайшьи не пользовались равными правами с этими
варнами и были неименитыми, в их жилах не текла кровь жрецов и знати.
Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр. Они
занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на
них было наложено много ограничений в правах. Шудры не имели права
участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности
в государственном аппарате, участвовать в отправлении культов и
жертвоприношениях богам (совершать домашние жертвоприношения и обряд
поминовения предков шудрам разрешалось). Как свидетельствуют ведийские
тексты, поскольку шудра был создан из ступней Праджапати без участия
бога, то его богами являются хозяева дома. Постепенно положение шудр
изменилось. Их права на жизнь и благополучие были признаны верхушкой
общества. Они были допущены участвовать в коронации новых царей и
предоставлена возможность делегировать представителей в царский совет.
Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход
из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался. Вместе с
тем источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не
были непреодолимыми. Так, например, герои "Ма-хабхараты" —
Дхритараштра, Панду и Видура, были сыновьями брахмана Въясы, однако
первые два принадлежали к кшатриям, поскольку их матери были
кшатрийками, а третий — к шудрам, по матери — шудрянке. Считалось, что
у самого Вьясы отец — брахман, а мать — рыбачка.
Привилегированность трех высших варн индийского общества по
отношению к шудрам подчеркивалась специальным обрядом посвящения
(упанаяна), от слова упавита — сплетенный особым образом и из особого
материала (для каждой варны разный) шнур — самой существенной и
значимой частью обряда. Суть этого обряда посвящения заключалась как бы
в формальном приеме в полноправные члены общины уже возмужавшего
соплеменника. Считалось, что при этом обряде происходит второе
рождение, отсюда членов трех высших варн — брахманов, кшатриев и
вайшьев называли “дважды рожденными” (двиджати). Обряд проводился в
детском возрасте, для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев — 11,
вайшьев — 12.
Вся жизнь дважды рожденных должна была делиться на четыре периода (ашрама):
I — брахмачарин — период обучения. Ученики жили в доме учителя
(гуру) и находились в положении прислуги. Работали на наставника,
выполняли все его приказания и наставления. Их работа считалась платой
за обучение.
II — (грихастха) — период сознательной семейной жизни. В этот период
дважды рожденный мог обзавестись семьей и обязан был содержать членов
семьи и отправлять культ богов и предков.
III — (ванапрастха) — период лесного отшельника. Когда человек
достигал преклонного возраста, обзаводился внуками, он должен был
удалиться от мира, сделаться отшельником. Это период философского
познания и самопознания.
IV — (яти, саньяси) — период бродячего аскета. Подготовка к жизни в загробном мире. Период ощущения приближения конца.
К концу ведийского периода окончательно оформилась система четырех
сословий — варн, укрепление которой стало одним из показателей разрыва
с традициями первобытнообщинного строя. Автор и источник публикации: "История
Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии"
/ А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ,
2000.
|