Древние мохэ относились к
тунгусо-маньчжурским народам. Первые
упоминания о них относятся к IV - V векам
нашей эры. В этот период они появились на
территории Маньчжурии, Приморья и
Приамурья. С севера мохэсцы
соседствовали с древними
палеоазиатскими народами, которые
занимались охотой, оленеводством и
рыболовством. На западе они жили рядом с
лесными охотниками и полукочевниками
шивэйцами (предками монголов),
кочевниками киданями и тюрками. На юге
граничили с древнекорейским
государством Когурё.
Хозяйство мохэсцев было комплексным.
Они занимались земледелием, используя
для вспахивания земли лошадей,
разводили свиней. Таежная охота и
рыболовство также были важными
отраслями их хозяйства. Для жилья
мохэсцы строили землянки. Китайские
летописцы сообщают, что вход в мохэские
жилища устраивался сверху. Чтобы
залезть в него нужна была лестница.
Однако археологические исследования не
подверждают это сообщение. Возможно, оно
относится к обычным искажениям древних
хроник. К числу таких же фантастических
небылиц относится и описание
брачных обычаев у мохэ.
“При браках женщина
надевает холщевую юбку, мужчина
одевается в шубу из свиной кожи, а на
голову втыкает хвост леопарда.… В
первый вечер брака жених приходит в
дом невесты, берет невесту за груди и
ревность прекращается. Если женщина блудно спознается с посторонним
мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж
убивает жену, а потом, раскаиваясь,
непременно убъет и сказавшего; посему
у них прелюбодеяния никогда не
открываются”.
Мохэсцы жили общинными
поселениями. Группы поселений
объединялись в племена. К VII веку
насчитывалось несколько десятков
мохэских племен. Летописи выделяют семь
наиболее известных и влиятельных
племенных объединений. Из них наиболее
крупными и сыгравшими важную роль в
истории были сумо мохэ, жившие на
крайнем юго-западе мохэских земель, в
верховьях реки Сунгари – главного
притока Амура в Маньчжурии, и хэйшуй
мохэ на северо-востоке, в долинах
нижнего течения Сунгари, Уссури и Амура.
На территории Приморья, наряду с хэйшуй
мохэ, в его северной части было самое
восточное из мохэских племен – хаоши
мохэ.
Мохэское общество
относится к эпохе непосредственно
предшествовавшей возникновению
государственности и цивилизации. У
мохэсцев уже существовало разделение на
знать (вожди и старейшины), простых
общинников и неполноправные группы
населения. Более знатные имели “по
несколько сот голов свиней”, селились в
более крупных жилищах, пользовались
лучшими землями, обладали домашними
рабами. Определенные доходы знать
получала в виде престижных даров от
простых мохэсцев, от торговли с другими
племенами и народами, подарков от
китайских императоров. Однако большую
часть добычи верхушка мохэского
общества получала от войн со своими
соседями. Они “отважны, и между
восточными иноземцами считаются
сильнейшими” – говорится о мохэ в
древней китайской летописи.
За свои привилегии вожди
и старейшины выполняли важные для
общества административные и судебные
функции. Кроме того, как правило,
мохэские вожди являлись
военачальниками. Они защищали население
своих племен от набегов врагов и
организовывали такие же набеги на
соседей.
От племен мохэ по всей
территории их расселения сохранились
археологические памятники: поселения, городища
и могильники. Немалое их число
расположено на территории Приморья.
Одно из них – Новоселищенское городище
в Ханкайском районе – находится на
невысоком мысу выдающегося в долину
горного отрога. Мыс у своего основания и
окончания был пересечен земляными
валами и рвами. Внутри городища рядами
располагались квадратные западины –
остатки землянок.
В процессе исследования
археологических памятников мохэской
культуры исследователи находят большое
количество лепной глиняной посуды,
железные орудия труда, многочисленные
предметы вооружения (наконечники стрел
и копий, мечи, пластины, нашиваемые на
кафтан воина), изысканные предметы
украшения. Особенную гордость
представлял пояс с нашитыми на него
бронзовыми бляхами. Пояс сверкал на
солнце как золотой и являлся своего рода
знаком отличия, свидетельствовавшим о
военном и социальном статусе его
обладателя.
Начиная с V века мохэ
играли заметную роль в политической
истории Восточной Азии. Они воевали
с древнекорейским государством Когурё,
иногда попадая в зависимость от него.
Тогда же установились дипломатические
отношения отдельных мохэских племен с
Китаем. В конце VI века восемь племен сумо
мохэ, насчитывавшие несколько тысяч
воинов, во главе с вождем Тудицзи,
потерпев поражение в войне с Когуре,
переселились в Северный Китай, где им
были выделены земли для проживания.
Тудицзи, а впоследствии и его сын
прославились как выдающиеся полководцы
в войнах Китая с Когурё, тюрками и
тибетцами.
В 668 году после
продолжительной войны Китаю удалось
уничтожить государство Когурё.
Выступавшие в качестве союзников Когурё
мохэские племена в большом количестве
были переселены в Северный Китай, многие
известные ранее мохэские племенные
объединения “рассеялись, ослабли и
впоследствии о них ничего не было слышно”.
В VI – VII веках ярко проявилась
неравномерность развития мохэских
племен. Бывшие в соседстве и непрерывных
связях с цивилизациями Китая и Когурё
сумо мохэ развивались особенно быстро.
Именно у них зародилось первое
государство тунгусо-маньчжурских
народов -Бохай.
|