Однако борьба на этом
не закончилась. Вскоре против Хэлибо выступили племена Бэйная, Учуня и
Вомоуханя. Он послал против них войска во главе с Сэлэ, Цибуши и Полашу,
которые разгромили новую коалицию. Учунь к тому времени умер, Бэйная же
захватили в плен и отослали в Ляо, а крепость Вомоуханя взяли штурмом и
разгромили. Самому Вомоуханю удалось бежать. Такими же безуспешными
оказались выступления племен во главе с вождями Лапэем и Мачанем. Лапэя
Хэлибо захватил в плен и отослал в Ляо. Период
правления Хэлибо характеризовался новыми оттенками взаимоотношений с
киданями. Правда, успешная борьба с противниками позволила Хэлибо не
подпадать под прямое подданство к Ляо, так как источники не сохранили
сообщений о принятии им или его преемниками печати или грамоты императора
киданей. Тем не менее, ради сохранения мира с полной сил империей, Хэлибо
каждый раз представлял захваченных "разбойников" в Ляо, как бы подчеркивая,
что его действия санкционированы императором. После каждой из побед сам Хэлибо или его личные послы отчитывались перед главнокомандующим пограничных
округов киданей. Процедура отчетов, докладов и просьб была унизительна, но
ее приходилось терпеть ради великой цели объединения племен, которую
преследовали вожди ваньянь. Характерно, что Хэлибо
- первый, у кого возникла мысль об императорском сане. В этой связи, 9
убитых им в битве у Подоту врагов приближенные Хэлибо сочли добрым
предзнаменованием. А пока, как отмечается в "Цзинь ши", "остроумному и
сообразительному" Полашу, "в совершенстве понимавшему Дайляо и его мысли",
приходилось, стоя на коленях, вести переговоры с чиновниками киданей.
Он
занимал пост "посла", и лучше его, великолепно знавшего язык и способного
без переводчиков объясняться с чиновниками Ляо, никому не удавалось так
ловко и с большой выгодой для ваньянь решать вопросы взаимоотношений с
могущественным соседом.
В благополучном исходе
борьбы Хэлибо со сторонниками Бахэя не последнюю роль сыграло то
обстоятельство, что его поддерживали племена Приморья. Хэлибо лично посетил
еланьские племена и побывал в гостях у Шитумыня, сына Чжилихая, по-видимому,
еще до вступления его в должность главы племенного союза.
В Приморье Хэлибо
заболел, и Шитумынь проявлял трогательную заботу о родственнике. Он день и
ночь не отходил от него, и Хэлибо после выздоровления осыпал его милостями.
Между ними установилась прочная дружба.
Когда Хэлибо стал во главе
чжурчжэньских племен, в лице Шитумыня он приобрел преданного союзника. В "Цзинь
ши" недаром отмечено: "Соседние племена не возрадовались". Вряд ли Хэлибо
удалось бы отстоять единство союза, если бы одновременно с борьбой со
сторонниками Бахэя ему пришлось усмирять недовольные восточные племена.
Сложную миссию взял на себя Шитумынь.
Недовольные вожди приморских племен,
объединившись, напали на Шитумыня, в лице которого они видели прямого
проводника ненавистной им политики централизации и уничтожения
самостоятельности племен. На территории Приморья разгорелась ожесточенная
борьба.
С обеих сторон в войне участвовали большие (по тем временам) силы.
Враждебные Шитумыню племена возглавил Валибэнь. Шитумынь разделил свою армию
на две части. Его младший брат Асымэнь во главе двухсот солдат отправился на
юг, а Шитумынь с основными силами из 5 тыс. человек напал на армию Валибэня
и разгромил ее, несмотря на отчаянную храбрость и самоотверженность
"бунтовщиков".
Валибэнь сбежал с поля битвы. Однако Шитумынь догнал своего
врага и выстрелом из лука подстрелил лошадь Валибэня. Ответным выстрелом
Валибэнь тяжело ранил Шитумыня в живот. Шитумынь, вынув из живота стрелу,
продолжал сражаться с большим ожесточением. Исход борьбы решил отряд Асымэня.
Брат Шитумыня (без лошади) с семью храбрецами ворвался в гущу сражавшихся и
убил Валибэня. После сражения все восставшие племена "успокоились и
покорились". Хэлибо высоко оценил помощь Шитумыня и Асымэня. Их поддержка
облегчила его победу в самой тяжелой и критической борьбе во всей истории
сражения племенного союза чжурчжэней со сторонниками Бахэя.
Разгром Шитумынем войск мятежников оказался настолько сокрушительным, что в
течение трехлетнего правления Полашу (1092 - 1094) племена Приморья почти не
упоминались. Однако спокойствие было обманчивым и тревожным. При Полашу
произошли две короткие и ожесточенные стычки. Уясу и Агуда, по приказу
императора, атаковали Шаньваньнипу - резиденцию Мачаня, который не
соглашался предстать перед Полашу и отказался вернуть перебежчиков. Старого
врага дома ваньянь Мачаня казнили, а его голову отослали в Ляо. Вторая
военная экспедиция, которую также возглавил Агуда, состоялась в бассейне р.
Шуайхэ против вождя Бахэя, возглавлявшего племя ниманьгу, и Боликая. Отряд Агуды захватил деревню Молихайцунь и убил Бахэя. Казни непокорных сделали
свое дело, ибо в "Цзинь ши" написано: "С этого времени разбойники все
успокоились". Киданьский император, отмечая военные успехи руководителей
"диких нюйчжи", присвоил звание тысячника (цзяньвэнь) Ингэ, Агуде, Цибуши и
Хуаньду. В первые годы после вступления на престол
Ингэ (1094 - 1103) восточные приморские племена вновь выступили на арену
межплеменной борьбы чжурчжэней. Центр борьбы против возвышающихся наньянь
переместился в Приморье. Спокойствие и мир продолжались, по-видимому, до тех
пор, пока восточные племена пользовались свободой, а власть вождей
ущемлялась. Ингэ сначала даже выступил защитником прав племен, живших по
Суйфуну. В первый год его правления на Суйфуне произошли "беспорядки",
вызванные племенем вачжунь. Вождь его Хайгэань, по слухам, жестоко обращался
со своими родственниками. Он атаковал вождя Вадаханя, а также племена по р.
Тумэнь, в том числе, вождя Эхоли. Через некоторое время Хайгэань вторгся на
территорию племен, принадлежавших вождю Нагэньне. Цели, которые ставил Хайгэань, начиная борьбу с родственными племенами Хэлани и племенами хэшиле,
заключались, конечно, не в простом "грабеже семей", как представлено дело в
"Цзинь ши". Хайгэань надеялся, вероятно, подчинить себе и объединить в одно
целое "родственные племена" Суйфуна и Хэлани. Пока он ограничивал свои
действия южными племенами, Ингэ не придавал событиям особого значения.
Однако после вторжения Хайгэаня на территорию племени хэшиле, Ингэ послал
воинов вождя "основного племени хэшиле" Нагэньне (р. Элимэньтэши)
"направиться туда и навести порядок". Возможно, он сделал так по просьбе
части суйфунских племен. Но Нагэньне сразу же после прибытия на Суйфун
превысил свои полномочия. Он самоуправно стал вербовать людей в солдаты, что
вызвало сопротивление и новый взрыв возмущения.
Сведения о событиях в Приморье взяты,
главным образом, из "Цзинь ши" Общие сведения о чжурчжэнях см.:
Бичурин Н.Я. История первых четырех ханов...; Васильев В.П.
История и древности...; Малявкин А.Г. Цзинь ши...; История
Кореи. - М., 1980; Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья...;
Кычанов Е.И. Чжурчжэни...; Ларичев В.Е. История чжурчжэней (XI -
XII вв.)...; Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь: Автореф.
дис.... д-ра. ист. наук. - Л., 1972; Hulbert H.B. History of Korea. -
New York, 1962. - Vol. I.
|