Суббота, 23 Ноября 24, 15:30 | Главная |
|
Ливонский орден, Золотая Орда и Русь
В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для
Руси. В предыдущие десятилетия избыточная пассионарность
западноевропейцев "сгорала" в первых попытках колониальной экспансии -
крестовых походах в Палестину. Теперь же император Фридрих II решил
направить немецких крестоносцев из Палестины в Прибалтику. В 1237
г. рыцари-монахи двух орденов - Тевтонского и Меченосцев,
объединившись, создали мощный Ливонский орден. Фактически образовалось
"военно-духовное" государство, целью существования которого стал захват
Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание
покоряемого населения.
К русским немцы и шведы относились
еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных
эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не
делая исключения даже для грудных младенцев.
Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня. Надо сказать, что, выиграв это сражение, Александр не решил политических задач.
Победа
не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь сил у рыцарей
было гораздо больше, чем у новгородцев. Города-крепости Рига,
Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с
Запада европейского рыцарств При этом немцы могли постоянно
пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное
количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силами.
Натиск западного суперэтноса на Русь был по-прежнему угрожающе реален.
Надо
сказать, что прозападная партия на Руси, ненавидевшая монголов за их
набеги и связанная с Западной Европой торговыми, карьерными,
культурными связями, была достаточно многочисленна, чтобы отстаивать
свою политическую линию. Программа западников заключалась в следующем:
опираясь на помощь рыцарей, объединить силы всех русских князей и
изгнать монголов. К сожалению, будучи крайне привлекательной
теоретически, эта программа никак не могла быть выполнена практически.
Во-первых, рыцари Ордена, купцы Ганзы, папа и император вовсе не
собирались тратить свои силы на объединение чужого им государства. Они
ставили перед собой другую задачу - использовать русских ратников в
борьбе с монголами, обескровить Русь и покорить ее, подобно Прибалтике.
Во-вторых, к середине XIII в. идея объединения Руси уже стала полностью иллюзорной. Это
хорошо понимал Александр Невский и совершенно не понимал Даниил. Русь
окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую
земли. В первых двух правили две линии Мономашичей: старшая - на
северо-востоке, младшая - на юге. Между этими двумя ветвями шли
жестокие войны.
Например, когда в очередную
новгородско-владимирскую войну суздальцы (так называли войска
владимирского князя) подошли к Торжку, город был готов сдаться и просил
князя Всеволода "взять мир", "снизойти в милость". Горожане обещали
подчиниться, принять все условия, уплатить дань. Великий князь Всеволод
Большое Гнездо хотел уже принять предложение Торжка, но его воины
категорически отказались, сказав: "Мы не целовать их пришли". Торжок
был взят и разграблен вопреки воле князя.
Они [орденские
рыцари] ставили перед собой другую задачу - использовать русских
ратников в борьбе с монголами, обескровить Русь и покорить ее, подобно
Прибалтике [и ассимилировать, как славян пРУССОВ].
Как уже
говорилось, в отличие от "молодых" монголов, Древняя Русь переходила
тогда из инерционной фазы в фазу обскурации. Снижение пассионарности в
конечном счете всегда ведет к разрушению этноса как единой системы. Внешне
это выражается в событиях и деяниях, не совместимых ни с моралью, ни с
интересами народа, но вполне объяснимых внутренней логикой этногенеза.
Так было и на Руси
План черниговского князя был реализован уже
после его смерти (1202). Рюрик, князь смоленский, и Ольговичи с
половцами в январе 1203 г. в бою, который шел главным образом между
половцами и торками Романа Волынского, взяли верх. Захватив Киев, Рюрик
Ростиславич подверг город страшному разгрому. Были разрушены Десятинная
церковь и Киево-Печерская лавра, а сам город сожжен. "Сотворили великое
зло, которого не было от крещение в Русской земле", - оставил сообщение
летописец.
После рокового 1203 г. Киев уже не оправился. Что
помешало восстановить столицу? Имелись в городе и талантливые
строители, и оборотистые купцы, и грамотные монахи. Киевляне торговали
через Новгород и Вятку, возводили крепости и храмы, уцелевшие до сего
дня, писали летописи. Но, увы, не смогли вернуть городу его прежнего
значения в Русской земле. Слишком мало осталось на Руси людей,
обладавших качеством, которое мы назвали пассионарностью. И потому не
было инициативы, не пробуждалось способности жертвовать личными
интересами ради интересов своего народа и государства. В таких условиях
столкновение с сильным противником не могло не стать для страны
трагичным.
Силы монголов, стянутые для западного похода,
оказались невелики. Из имевшихся у них 130 тысяч воинов 60 тысяч
приходилось направлять на постоянную службу в Китай, еще 40 тысяч ушло
в Персию для подавления мусульман, а 10 тысяч воинов постоянно
находились при ставке. Таким образом, для похода оставался
двадцатитысячный корпус. ... общая численность войска, пошедшего на запад, вряд ли превышала 30-40 тысяч человек. Она, кстати говоря, совпадает с известной оценкой Н.И. Веселовского.
Но
не все города постигла участь Владимира, Торжка и Козельска. Жители
богатого торгового Углича, например, довольно быстро нашли общий язык с
монголами. Выдав лошадей и провиант, угличане спасли свой город; позже
подобным образом поступили почти все поволжские города. Более того, находились русские, пополнявшие ряды монгольских войск.
…
в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500
всадников. Немцы, даже не зная точно размеров этого отряда, тотчас же
"замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся имени
татарского". Новгород и Псков уцелели.
Так, Северо-Восточная
Русь вошла в монгольский суперэтнос. Именно поэтому преемники Батыя -
ханы-немусульмане, а потом и ханы-мусульмане, типа Берке, - заняли
место византийских императоров в иерархии русских геополитических
представлений.
Ранее на Руси считалось, что существует лишь один царь - басилевс в Константинополе. После
взятия крестоносцами Константинополя (1204) и крушения власти
византийских императоров титулом "царь" на Руси стали величать ханов
Золотой Орды. Их так и называли: "добрый царь" Джанибек или "суровый
царь" Узбек.
Гумилев Л.Н. "От Руси к России"
|
Категория: Русь, Россия | Добавил: Rajj (03 Января 10)
|
Просмотров: 7224
|
|
| |