"Реформа питания"
(Слово убежденного вегетарианца)
М. Г. и М. Г-ри или лучше сказать: любезные сестры и братья!
Мне хочется поделиться с Вами несколькими
мыслями, хотя не новыми, занимавшими меня последнее время по вопросу
о реформе нашей пищи.
Петербургское вегетарианское общество служит именно этой важной
и доступной каждому стороне реформы нашей жизни, и поэтому здесь
уместнее всего говорить о ней.
Петербургское вегетарианское общество, проповедуя необходимость
для всех нас бросить питание мясом, советует заменить его пищей
растительной, что и справедливее, и выгоднее, и нравственнее. Мясоедение
не имеет ни малейшего оправдания ни с какой точки зрения; доказано
наукой и опытом, что мясо вредно человеку и что оно - не естественная
пища для него. Доказано и проверено, что человек как тип высшей
обезьяны - не всеядное, а плодоядное животное по внутреннему строению
своему, зубам и кишечнику; что мясо, попадая в желудок человека,
переваривается в нем с большим трудом, вызывая болезненное напряжение
всех внутренних органов. Доказано, что мясо вводит в организм человека
множество ядов, гораздо большее количество, чем отбросы от растительной
пищи, заражая и портя этим кровь и производя многие болезни. Доказано
и проверено опытом, что люди, живущие на растительной пище, живут
дольше мясоедов, и что они здоровее и выносливее последних. С физиологической
точки зрения поэтому не может быть сомнения в том, что мясо - яд,
и что оно должно быть отброшено, как вредный продукт питания.
Теперь с экономической точки зрения. В этом отношении доказано,
что только самая ничтожная часть человечества, какая-нибудь пятая
часть его, питается мясом, все же остальное громадное большинство
на земле - вегетарианцы. Если бы все люди стали есть мясо, никаких
пастбищ бы не хватило для убойного, искусственно разводимого скота.
С другой стороны доказано, что с одной и той же площади земли можно
получить во много раз большее количество здоровой растительной пищи
- зерна, овощей или фруктов, чем можно выпасти на этой площади скота
и получить от него животной пищи. С заселением земли пастбища поэтому
непременно сокращаются и сократятся и заменятся и заменяются пашнями,
огородами и садами.
Кроме того, растительная пища дешевле мяса и, если обратиться к
цифрам, они красноречиво докажут нам это. В прекрасной книге одного
шведа-вегетарианца, заглавие которой "Здоровая жизнь",
приведены следующие сравнительные примеры между содержимым белка
в мясе и растительных продуктах вместе с ценами того и другого.
В 100 граммах гороха мы находим 20 грамм белка, столько же, сколько
в 100 граммах бычьего мяса, между тем, как первые 100 растительный
грамм стоят 2 эре, то есть, 1 коп., а 100 последних - 13 эре, то
есть, 6 1/2 копеек. То есть, мясо дороже гороха в 6 ? раз.
В 100 граммах пшеничной муки мы находим столько же белка, сколько
в 100 граммах телятины, курицы или свинины, тежду тем как мука стоит
в пять раз меньше этих сортов мяса.
Я бы мог привести еще множество примеров той же правды, но довольно
пока и этих, чтобы показать преимущество растительной пищи перед
животной с экономической точки зрения.
С нравственной стороны мясоедение также не имеет оправдания и представляется
в наши дни темным, позорным пятном нашей культуры. Мы размножаем
и убиваем животных для питания нашего, когда это не только не необходимо
нам, но даже вредно. Мы уподобляемся в этом случае сумасшедшему,
который вообразил себе, что ему надо съесть собственную руку для
того, чтобы жить, и поэтому до крови искусал себе пальцы. Когда
этого сумасшедшего стали кормить, он постепенно стал успокаиваться
и поправляться. Мы едим животных, этим точно так, как сумасшедший,
уничтожая наше здоровье, губя себя этим и раздражая, и не выздоровеем,
пока не бросим этого и не насытимся естественной для нас растительной
пищей.
Между тем, вряд ли кто-нибудь из нас согласился бы пойти на бойню
и убить там быка, как это делается палачами, ежедневно и ежечасно.
Если кто не видал наших современных городских боен, я советую сходить
туда в какое-нибудь яркое весеннее утро и взглянуть, как кругом
вас падают на передние колена, сраженные ударом мясников, беспомощные,
бессловесные животные с большими глазами. Это очень поучительно.
Потом, в мгновенье ока, с животного, еще теплого и трепещущего,
сдирают шкуру и также живо вынимают из него дымящиеся внутренности.
После посещения бойни вряд ли кто захочет съесть за завтраком кусок
красного ростбифа или бифштекса, а если кто и сделает это, так только
вполне испорченный, бездушный человек. Я говорю "бездушный",
потому, что не может душа человека не возмутиться и не содрогнуться
и не почувствовать страдания, при созерцании того, как была погублена
перед ним другая душа, хотя и принадлежащая животному низшего порядка.
Чуткий человек страдает при виде березы, которую срезали пильщики,
которая, трепеща листами и вздрогнув перед смертью макушкой, с шорохом
и треском ударилась об землю.
Я убежден, что в будущем человечество перестанет питаться и растениями,
а будет питаться одними плодами, которые созданы самой природой,
как идеальная пища для человека. Фрукты, созрев, сами падают с дерева
и, съедая их, вы не губите ничего живого. Вы не губите даже зерна
и семени.
Идеал реформы нашей пищи лежит именно в достижении фруктового питания,
- питания плодами. Может быть, много тысячелетий пройдет прежде,
нежели мы достигнем этого, а может быть, мы добьемся этого и гораздо
раньше потому, что никто не знает будущего движения жизни.
Но оставим будущее и вернемся опять к настоящему.
Мы видели, что мясо - яд; мы видели, что есть его всем людям на
земле невозможно; что делать это безнравственно. Мы убедились во
всем этом и сделались вегетарианцами. Прекрасно. Что же мы будем
есть теперь, пока нам недоступно еще питание одними плодами? Достаточно
ли у нас питательной растительной пищи, которая могла бы сейчас
заменить нам животную? На это не может быть двух ответов. У нас
достаточно и слишком много не только хлеба и овощей, но довольно
и плодов, если бы мы захотели питаться исключительно ими. У нас
есть превосходные русские яблоки и груши, превосходный русский чернослив
и разнообразные русские ягоды. Нам доступны и фрукты южных стран,
при все облегчающихся способах сообщений. Почему бы нам не питаться
исключительно плодами?
Раз это естественная пища человека, мы, наверное, будем прекрасно
чувствовать себя, употребляя ее исключительно.
Но нам страшно прямо и открыто перейти к правде.
Среди нас не найдется ни одного такого храбреца, который бы решился
сделать над собой такой опыт и это, может быть, от того, что человечеству
уж так на роду написано, - двигаться вперед черепашьими шагами,
и только постепенно достигать лучших форм жизни и исправляться и
освобождаться от своих предрассудков.
Вегетарианство, в современном смысле его, и служит этому.
Бросим сначала мясо, будем питаться зернами, овощами и фруктами,
кашами, хлебом, репой, морковью, капустой, яблоками, грушами и так
далее, - будем питаться всем этим сначала в вареном, жареном и тушеном
виде, то есть, испорченном огнем виде, - чтобы перейти потом к питанию
сырыми плодами, о есть, естественной пище человека.
В двух заседаниях этого Общества, на которых я присутствовал, из
публики было несколько человек, желавших знать определеннее, что
же есть людям, бросившим питание животной пищей? Я говорю "животной",
потому что я убежден, что и яйца, и молоко, которые допускает Петербургское
Вегетарианское Общество, вредны человеку, и не суть его естественное
питание. Вместе с растительной пищей животные продукты в желудке
человека производят брожение, вредно отзывающееся на организме.
Впрочем, это не так важно. Важно, чтобы мы сознали сначала, что
мясо для нас яд, чтобы идти дальше.
Возвращаюсь к затронутому вопросу.
Я говорю, что здесь многие спрашивали, что же есть, когда не будет
мясо среди предметов нашего питания, - какие кушанья? На это, во-первых,
я отсылаю интересующихся этим вопросом к вегетарианским поваренным
книгам, во-вторых, от себя приведу как образчик вегетарианской пищи
несколько кушаний на целый день, которые вполне отвечают требованиям
питания. Действительно любопытно, когда подумаешь, как далеко мы
отошли от нашей естественной пищи, сравнить ее с тем, чем мы питаемся
теперь ежедневно в наших домах, гостиницах, на железнодорожных станциях,
званных обедах и так далее.
Я на днях вернулся из Швеции и по дороге туда и обратно наблюдал
бедное человечество с точки зрения истинной гигиены и вегетарианизма:
утром горячий кофе или чай со сливками, обжигающие язык и зубы и
желудок, портящие их. К этому сдобная мягкая булка на маргариновом
масле. Все это вместе образует в желудке тяжелый несваримый и не
питательный ком.
Потом обед, начинающийся водкой или закуской. 1. Горячий мясной
суп или, лучше сказать, мясные помои с пирожками, начиненными рубленным
трупом животных. 2. Осетрина, то есть, труп рыбы с пикулями или,
лучше сказать, микроскопическими, отравленными уксусом, кусочками
пищи. 3. Ростбиф или горячий кусок бычачьего, уже тронувшегося трупа
с картофелем. 4. Сливочное мороженое, то есть, сливки, да еще ледяные,
от которых горло стягивает. 5. Горячий кофе, то есть, опять яд.
Нечего сказать - славные кушанья. При каждом кушанье вино (перебродивший,
то есть, испорченный виноградный сок), осаждающее в желудке людей
противоестественную пищу. Горячий суп портит зубы и желудок и почти
нисколько не питает. Пирожки опять комом ложатся в желудке. Рыба
и пикули отравляют организм своими ядами, мясо делает тоже в еще
большей степени, да кроме того, неестественно болезненно возбуждает.
Мороженое студит, отягощает и окончательно портит пищеварение. Кофе
опять возбуждает и отравляет. После такого обеда не поздоровится
бедному человеку, и после него люди недаром чувствуют себя отвратительно.
И на другой-то день после такого "прекрасного обеда" обыкновенно
люди больны, и только привычка быть постоянно в таком болезненном
состоянии закрывает людям глаза на их заблуждение.
Но перейдем к ужину современного европейца. Опять мясо или рыба,
опять мягкий хлеб, опять чай, опять все это в горячем виде, опять
вино и, наконец, бессонная ночь. Каких же результатов для здоровья
можно ожидать при таком безумном способе питания современного, так
называемого "образованного человечества"?
Конечно, можно ожидать результатов только обратных, какие мы наблюдаем,
к сожалению, в окружающей нас жизни. У нас все больны кругом, и
только немногие из нас спасаются, вовремя спохватившись и узнав
правду.
Я хотел указать, с моей стороны, чем может питаться вегетарианец
в продолжении дня. Начну с утра. Вместо кофе или чая, в 8-9 часов
- овсяная каша с маслом животным или растительным (лучше последнее)
или рис, яблоки, изюм с орехами. Второй завтрак в час дня: макароны
или гречневая каша, какие-нибудь овощи: репа, морковь, капуста,
картофель, горох, бобы.
Обед в 6-7 часов. Суп грибной с кореньями или тоже овсяный, морковный,
земляные груш и т. д. (можно легко обходиться и без супа). Что-нибудь
мучное или зерновое: каша, рис, пельмени, пирог с кашей или рисом,
овощи, фрукты, орехи. Вечером, перед сном, если хочется есть, -
хлеб и яблоки.
Главным напитком должна служить сырая вода. Я пью невскую и никогда
от нее не страдал.
Вот те основные кушанья, при которых можно чувствовать себя прекрасно,
и которых слишком много, а не слишком мало, как обыкновенно думают
люди, питающиеся мясом.
Нам, вегетарианцам, нужно быть особенно воздержными потому, что
горячая, чистая кровь течет в наших жилах, и мы можем увлекаться
не менее, а больше тех, кто отравлен; хотя я вовсе не проповедую
убиение плоти и воздержание от пищи до голода. Этого не следует
делать. Напротив, надо пользоваться данными нам благами, надо есть
досыта и с удовольствием потому, что это естественно и придает нам
необходимые силы и радость. Убийство плоти для меня - один из самых
крупных людских грехов, который только тормозит движение жизни и
путает ее. Не следует из того, что, заботясь о плотской стороне
нашей, мы сделаемся грязны и материальны. Напротив, разумно заботясь
о жизни нашего тела, мы очистим и укрепим его и вместе с ним окрепнем
и духовно. Противники вегетарианства говорят, что в нашем северном
холодном климате нам необходимо питание животное, как заключающее
в себе больше жира, чем растительное, что нам нужен жир для согревания
организма. Это одно из самых обыкновенных возражений вегетарианству.
На него надо ответить следующее: жиров мы поглощаем слишком много
при животном питании, отчего у нас завелись всевозможные болезни.
Чем менее мы будем есть жира, тем мы будем здоровее. Не жир греет,
а чистая кровь. Чтобы кровь была чиста и доброкачественна, нужно
питаться растительной, свойственной нам пищей, - где бы мы ни жили,
на севере или на юге. Теперь и на севере нам доступно растительное
питание, и оно настолько необходимо человеку, что даже эскимосы,
не имеющие возможности есть растительные продукты, убивают животных
и из их кишок добывают себе в пищу остатки растений. Только злая
необходимость заставила людей, оттесненных с юга - места зарождения
человека - на север, в снега и леса, начать убивать животных, чтобы
кормиться ими. Когда эта необходимость миновала, человек естественно
должен возвратиться к своей природной пище - растениям и плодам.
Говорят еще о белковине и мясе. Но мы видели, что в некоторых растительных
продуктах столько же белка, сколько в мясе и что в них, кроме того,
гораздо больше солей, необходимых организму человека, и меньше жиров,
вредных человеку. Значит, и это возражение не имеет основания.
Надо заметить еще, что для того, чтобы при вегетарианском питании
растительные элементы не вываривались из пищи, полезно было бы варить
ее не на воде, а на пару. Для этого употребляется кастрюля с продырявленным
дном, в которую кладут овощи или фрукты. Эта кастрюля ставится на
другую кастрюлю и, таким образом, пища снизу обрабатывается паром.
Такой способ варки пищи в пару - самый целесообразный, пока мы не
перешли к сыроедению. Кастрюли вегетарианцев называются в Европе
"реформированными варителями" и продаются в Стокгольме
и Берлине. У нас нечто вроде их можно найти у Цвернера. Кому скучно
возиться с этим, тому можно рекомендовать простую заботу о том,
чтобы продукты, подаваемые в пищу, не извлекались из той воды, в
которой они варились, и чтобы воды при этом было возможно меньше.
Стало быть, еще раз: в чем же должна заключаться реформа нашего
питания? Она должна заключаться в осторожном переходе от питания
животной пищей к питанию растительной, причем в последней должно
стараться сохранить все ее питательные элементы. Для того можно
начать с варки ее в пару, чтобы потом перейти к употреблению ее
в холодном и сыром, т. е., естественном виде.
Реформа питания - одна из важнейших сторон реформы нашей жизни
вообще, и ею не следует пренебрегать.
Гете справедливо сказал, что "человек есть то, что он ест".
Нелестно людям, питающимся свининой, это мнение Гете, но что поделаешь,
если это правда.
В самом деле, разве не достаточно зверства и свинства в современном
человечестве? Не от той ли простой причины они происходят, что современный
человек отдалился от нормальных условий и законов своей жизни и
одичал в свой так называемой культуре?
Он испортил и заразил свою кровь мясом, вином и табаком. Он заперся
в душных жилищах, где он предается излишествам и заблуждениям.
Он совершенно спутал и заглушил в себе свою природу.
Реформа нашего питания в смысле постепенного перехода к естественной
пище человека - плодам - может много сделать для очищения наших
нравов и жизни.
Пища - это то топливо, каким поддерживается теплота нашего тела.
Если топливо это не подходящее, в наших жилах никогда не будет обращаться
достаточно чистой и живой крови. Об этом прежде всего надо позаботиться.
Рядом с этим мы должны соблюдать и другие условия гигиены нашего
духа и тела и незаметно мы выберемся из дебрей нашей современной
лжи и ошибок.
Здесь, в этом обществе, уже говорилось о необходимости дышать чистым
воздухом, говорилось о "гигиене спальни" , то есть, о
необходимости спать круглый год с открытым окном или, по крайней
мере, форточкой. Эту меру необходимо преследовать рядом с реформой
нашего питания, и она может и должна содействовать ей. При хорошем,
здоровом сне наши инстинкты и чувства будут здоровее и правильнее
и будут помогать нам держаться правды и в остальной жизни.
Вегетарианство, сон с открытыми окнами, воздержание в половом отношении,
наконец, доброта и спокойствие и внимание и любовь наши к людям
- все это в одной связи, и потому главное, я вижу в реформе нашего
питания важный шаг к достижению не только более совершенного физического
здоровья нашего, но и умственного и духовного.
Кто знает, может быть, мы, здесь, небольшая кучка людей, призваны
принести большую пользу людям, и правда пройдет через нас дальше
в темный мир и преобразует его раньше, чем мы думаем. Правда наша
в том, что нам надо очиститься, нам надо стать здоровее, лучше,
нам надо соединиться в одно братское тесное общество людей, желающих
друг другу блага и живущих по законам истинной своей природы.
Всякий из нас испытал на себе, какое огромное значение и влияние
имеет его здоровье на всю его жизнь. Всякий испытал, какое влияние
имеет слабость и болезни на наше настроение, то есть, на духовную
сущность нашу, и до какой степени зависит эта сущность от состояния
нашего тела.
Если мы плохо спали, если у нас болит голова, если болит печень,
если сердце бьется неспокойно, мы гораздо легче теряем спокойное
состояние духа, легче огорчаемся, сердимся и отчаиваемся, а если
и сдерживаем себя, то неспособны на деятельный труд и жизнь. Правда,
есть сильные духом люди, которые и в немощах своих сохраняют душевное
равновесие, не жалуясь на физические боли и слабость, с необыкновенной
мудростью терпящие их и продолжающие, несмотря ни на что, служить
Богу, то есть, любви. Они доказывают своим терпением и спокойствием,
что дух человека не всецело связан с плотью, а представляет собой
отдельную от нее сущность, могущую не зависеть от последней. Так
что нельзя сказать только: "Mens sana in corpore sano".
Чтобы быть вполне справедливым в определении истинного здоровья
человека, надо сказать, что это здоровье заключается не только в
здоровом теле, но и в здоровой душе.
Если, например, человек, безнадежно больной какой-нибудь страшной
болезнью, терпеливо и мудро переносит ее и духом в это время спокоен
и светел - этот человек здоров духовно, может быть, и даже наверное,
гораздо здоровее многих здоровых людей. Но зато физически, телесно
он разрушается и не годен на труд. Если, напротив, человек здоров
и силен телом, а духом не спокоен и темен, такой человек опять не
вполне здоров потому, что душа его больна и бездеятельна.
В достижении здоровья обеих сторон существа человека лежит конечная
цель истинной гигиены.
Оставление мясоедения служит "первой ступенью" к достижению
гармонического состояния душевного и телесного здоровья. Наука и
опят подтверждают нам эту правду, и вот почему так важно осуществлять
ее каждому из нам в своей жизни.
Сознательный переход к вегетарианству современного образованного
человечества поэтому должен и будет иметь на жизнь его громадное,
оздоровляющее, очищающее и отрезвляющее значение, гораздо большее,
чем это кажется.
Реформа нашего питания в смысле перехода к растительной пище может
послужить началом реформы всей нашей жизни, потому что она прежде
всего реформирует личность каждого отдельного человека, освободив
его от постоянного отравления его ядом - мясом и очистив ему кровь
и в связи с ней мозг и душу.
Нам, убежденным вегетарианцам, больно видеть, как ежедневно, кругом
нас, люди, иногда самые близкие и дорогие нам, отравляются телами
убитых животных (заводя в своих желудках кладбища), крепко веруя,
что это отравление для них необходимо. Наши отцы и матери, наши
жены и мужья сплошь да рядом прямо восстают против наших взглядов,
не желая или не будучи в состоянии понять исповедуемой нами истины.
Они кормят детей наших мясом, они губят их с самого нежного возраста,
она сами губят себя и, по-видимому, нет возможности разубедить их
в их заблуждении. Мы, вегетарианцы, ясно, как дважды два четыре,
со всех возможных точек зрения, доказываем им, что мясо - яд, что
оно - не пища человека, они не слушают и повторяют только старый,
глубоко засевший в их мозгу предрассудок, что мясо необходимо нам,
особенно детям как растущим, неокрепшим организмам. Мы приводим
им в пример 80/100 человечества, не питающихся мясом, сильных здоровых
людей, мы приводим им в пример растительно- и плодоядных животных,
самых выносливых и могучих в животном царстве, мы приводим им доводы
науки, физиологии, анатомии и сравнительной анатомии, химии и гигиены,
мы приводим им, наконец, примеры и образчики опыта - ничего не помогает.
Убежденные мясоеды продолжают отравляться мясом и отравлять котлетами
и бульоном своих детей, навсегда портя им желудки и кровь с первых
лет жизни.
Это ли не ужасно, это ли не огорчительно?
Но, как это ни ужасно и не огорчительно, нам не следует огорчаться,
нам надо радоваться, что нам дано дело, достойное нас, дело важное
и большое и, не покладая рук, надо делать его. Нам надо крепко и
горячо держаться наших убеждений и также горячо проповедовать и
исповедовать их. Только сознание заражает.
Нам надо поэтому продолжать сознавать неуклонно и глубоко нашу
правду, и она будет, наконец, услышана и перенята другими людьми
на их же благо.
А горе наше, то есть, горе в том, что близкие и дорогие нам люди
не понимают нас, нам надо спокойно и мудро терпеть и надеяться,
что мы получим за это награду.
Большой наградой и радостью для нас уже служит то, что мы собрались
здесь многие единомыслящие люди, не едящие мяса, не пьющие вина
и не курящие табаку, люди, желающие жить получше и поправдивее и
от души желающие другим того же.
Еще большей радостью для нас было бы, если бы хоть один из слушателей
сегодняшних проникся справедливостью высказанных мыслей и унес бы
их отсюда, чтобы дальше распространять между людьми.
На днях я прочел где-то, что в берлинском зоологическом саду обезьян
кормят в клетках бульоном и котлетами, и что поэтому они никогда
не живут больше года или двух и умирают от разных болезней - чахотки,
катара, рака и других болезней. Поэтому обезьяны в хоологических
садах представляют из себя самые драгоценные зоологические экземпляры.
Не уподобляется ли все современное культурное человечество, - горько
звучит это слово, - обезьянам в клетке?
Не страдает ли и современный человек, высший тип обезьяны, то есть,
плодоядного животного, от тех же причин, от каких погибают обезьяны
в зоологических садах, и не от клеток и котлет ли оно гибнет?
Я не сомневаюсь в том, что именно от этого.
Давайте же заменим бульон и котлеты финиками и яблоками - это гораздо
вкуснее и не дороже, - давайте сломаем наши клетки, откроем окна
наших жилищ, наших клеток, выйдем на свободу и вернемся таким образом
к законам нашей природы, которые мы безбожно нарушили.
Л. Толстой-сын
7 марта 1903 г.
С.-Петербург
|