Ведийская (или Ведическая) мифология, совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тысячелетии до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под ведической мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию; хронологически Ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и серединой 1-го тысячелетий до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.
Источники Ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки, тексты, связанные с брахманами; упанишады. Эти источники относятся к классу шрути — «услышанное» (т. е. откровение). Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о Ведической мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. В этом смысле даже поздние индуистские тексты, обряды, изобразительное искусство наряду с ведийской археологией и языковыми свидетельствами (прежде всего при сравнительно-исторической интерпретации их: этимология, топономастика и др.) могут рассматриваться как косвенные источники Ведийской мифологии. В последнее время прибавился ещё один источник — языковые данные о пребывании индоарийцев во 2-м тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке.
Истоки Ведической мифологии лежат в мифологических
и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего
времени (по крайней мере, 3-го тысячелетия до н. э.), в той или иной
степени модифицированных в условиях жизни ведийских ариев. Об этом
можно судить по совпадению слов, обозначающих целый ряд важнейших
религиозно-мифологических понятий и имён, в ведийском и других
индоевропейских языках. Характерно, в частности, сохранение ряда
архаизмов в окраинных ареалах (например, в ведийском и в
кельто-италийском). Другой ряд соответствий предполагает более поздние
культурно-языковые общности, но ещё в рамках общеиндоевропейской
традиции (ср. греко-индоиранские параллели).
Сопоставление данных Ведической мифологии в их языковом выражении с
фактами других индоевропейских традиций свидетельствует об
исключительной архаичности исходных элементов Ведийской мифологии (чем
и объясняется особая роль Ведийской мифологии в реконструкции древних
индоевропейских представлений) и о выводимости большей части элементов
Ведийской мифологии из общеиндоевропейского мифологического и
лингвистического фонда. Индоевропейские соответствия свидетельствуют,
например, об индоевропейских истоках таких ведийских понятий, как «бог»
(devá-), «бессмертный» (amŕta-), «вера» (śraddhá), «царь» (rājan-),
«жрец» (brahmán) и т. д., таких мифологических имён, как Дьяус-питар,
Ушас, Парджанья, Пушан, Варуна, маруты, Яма, Ахи Будхнья и т. п.
Ещё более очевидны связи Ведийской мифологии с древнеиранской,
позволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского
пантеона, некоторые общие мифологические мотивы, сходные черты ритуала
(включая жреческую организацию) и основные элементы исходной
религиозно-мифологической концепции, отличающейся от других древних
индоевропейских традиций. Об индоиранских истоках Ведийской мифологии
свидетельствуют такие понятия, как: вед. ásura- — авест. ahura-, один
из двух основных классов мифологических персонажей; вед. átharvan- —
авест. aθaurvan-, äθravan-, названия жрецов; вед. ksatrá- — авест.
xšaθra-, название одной из групп в социальной иерархии; вед. yajñá —
авест. уаsna- — «жертвоприношение»; вед. barhis — «жертвенная солома» —
авест. Barsman; вед. sóma- — авест. haoma-, растение и напиток,
вызывающий экстатическое состояние; вед. rtá — «космический закон» —
авест. aša — и др. О соответствиях между именами мифологических
персонажей свидетельствуют вед. Mitrá — авест. Miθra-; вед. Vrtrahán-,
эпитет Индры (буквально «убийца Вритры») — авест. Vrθragna-; вед. Yamá
и его отец Vivásvant- — авест. Yima- и его отец Vivahvant-; вед. Vā́ta-
— авест. Vāta-; вед. Vāyú- — авест. Vāyu-; вед. Apā Nápāt — авест. Apãm
Napā; вед. Tritá-Aptyá- — авест. Θrita- Aθwya-; вед. Nāsatya- — авест.
Nā́ηhaiθya-; вед. Bhága- — авест. baγa-, др.-перс. baga — «бог»,
«господин»; вед. Aryamán- — авест. airyaman-, перс. ērmān — «гость» и
т. д. Возможно, что часть этих сопоставлений объясняется заимствованием
древнеиранскими племенами ряда ведийских слов и имён мифологического
содержания в условиях двусторонних связей иранских племён с ведийскими
в восточном Иране (как полагают некоторые учёные). Тем не менее
единство индо-иранской мифологии остаётся вне всяких сомнений. Различия
между Ведической и древнеиранской мифологией помогают уточнить проблему
хронологии и направление эволюции некогда единой системы.
Поскольку документы из архивов Богазкёя, Тель-Амарны, Митанни, Нузи,
Алалаха свидетельствуют о пребывании ариев, близких к ведийским
племенам, в Передней Азии в середине 2-го тысячелетия до н. э., — эти
данные в известной мере также могут быть использованы для
характеристики «протоиндоарийской» мифологии, совпадавшей с ранней В.
м. или очень близкой к ней.
В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с
религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда
(Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ведийских ариев
и, возможно, ими уничтоженной. Не исключено, что речь идёт о
заимствованиях. Однако, учитывая хронологию этих инноваций, можно
думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с
автохтонным населением Индии далее к югу и востоку: встречающиеся в
Ведийской мифологии образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые
или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей,
Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы — свастика, линга, йони и
т. п., отдельные представления о мифологизированном пространстве и
времени, планетах и т. п. находят аналогии не только в данных
цивилизации долины Инда (см. Протоиндийская мифология), но и в других
традициях этого ареала.
Основные источники, как правило, не содержат мифов в чистом виде. Лишь
в относительно немногочисленных случаях мифы излагаются достаточно
полно; чаще приходится иметь дело с фрагментами или даже с отдельными
разрозненными мотивами, именами и словами, являющимися осколками мифа
или результатом его свёртывания. Поэтому для полного суждения о В. м.
необходима известная реконструкция совокупности мифов и их упорядочение
(иерархизация). Тем не менее можно с уверенностью говорить об
универсальности мифологического начала в ведийской традиции (само слово
veda — ср. рус. «ведать», «ведовство» — обозначало всю область
сакрального мифологизированного знания).
К высшему (божественному) уровню Ведийской мифологии принято
относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках —
3306, 3339), причём само это число — существенная константа, под
которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на
земных, атмосферных (промежуточных) и небесных.
Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и ещё 2
божества — Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати и т.
п.), противопоставленные по тому же тройственному принципу. Несмотря на
отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым:
Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. — земные; Индра,
Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра,
маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Апас — атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра
и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины —
небесные. Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же
групп: васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце,
небо, луна, звёзды; рудры — 10 органов жизнедеятельности и атман;
адитьи — 12 месяцев года (Брихад.-уп. III 9, 1—5). Подобные членения
отражают попытки установления соответствий между архаичными
космологическими схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а
позже — основными элементами макро- и микрокосма).
В основе другой классификации богов лежит различение трёх социальных
функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра —
жрецы), военной (Индра и маруты — воины), плодородия (Ашвины —
производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется
текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют
Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д. Хронологически-стадиальные
расхождения в синхронном плане реализуются как противопоставления по
признакам активности — инактивности и актуальности — неактуальности,
что позволяет дифференцировать Дьяуса и Притхиви от Варуны и Митры,
последних от Индры и т. д. Переход к индуизму связан с резким усилением
значения триады Брахма, Вишну, Шива. Наконец, персонажи ведийского
пантеона образуют и другие многочисленные группы — иногда устойчивые и
неразложимые, иногда более или менее случайные. В одних случаях такие
группировки чётко функциональны и актуально осознаваемы, в других —
традиционны и выводимы лишь из предыдущего состояния.
Одно из самых существенных противопоставлений внутри пантеона отделяют
богов-дева от асур — небесных божественных персонажей, обладающих
колдовской силой (майя); к последним относятся адитьи (прежде всего —
Варуна и Митра), Агни и др. Несколько иной характер имеют парные
группы. Среди них — Ашвины, два божественных близнеца, никогда не
выступающие порознь и образующие особую мифологическую единицу; Митра —
Варуна, весьма часто образующие пару с чёткой спецификой составляющих
её элементов внутри семичленного объединения адитьев (вместе с тем
Митра и особенно Варуна нередко выступают по отдельности или даже в
других сочетаниях, ср. Индра — Варуна), или Дьяус — Притхиви;
ситуационные объединения типа Индра — Агни, Индра — Сома, Индра —
Вишну, Индра — Пушан, Агни — Сома, Агни — Парджанья, Парджанья — Вата,
Сома — Рудра, Ушас — Накта и др.; супружеские пары (Индра — Индрани,
Варуна — Варунани, Агни — Агнаи, Ашвины — Ашвини, Дьяус — Притхиви и
др.).
Особый вид объединения богов (включая иногда и низших) — целое «Все-боги» — Вишведева. Обычно «Все-боги» упоминаются при перечисленных в связи с жертвоприношениями, причём с каждым богом связываются характерные деяния. Иногда же «Все-боги» выступают как некий сплав признаков и действий, лишь отчасти соотносимых с конкретными персонажами.
Из других особенностей ведийского пантеона следует указать на значительное количество абстрактных божеств разного типа: боги, чьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов и снабжены суффиксом деятеля (Савитар, sū- — «рождать»; Тваштар, t/v/aks — «придавать форму», «создавать», Дхатар, dhā- — «устанавливать», ср. также Дхартар — «Поддерживатель», Тратар — «Защитник» и др.); боги-создатели (Вишвакарман — «Вседелатель»; Праджапати — «Господин потомства»); боги и богини, персонифицирующие абстракции [боги Шраддха — «Вера», Манью — «Гнев», Вач — «Речь», Кала — «Время», Ниррити — «Гибель», Тапас — «Космический жар», Кама — «Желание», Пурамдхи — «Изобилие», Арамати — «Благочестие», Сунрита — «Щедрость», Скамбха — «Опора», Прана — «Дыхание» и т. п.; богини — Хотра — «Призыв», Дхишана — «Изобилие», Варутри — буквально «Отвратительница (зла)», «Защитница», Бхарати — богиня священной речи и др.]; Адити как персонификация абстракции в чистом виде — «Несвязанность», «Безграничность» (она же мать Варуны и Митры) в противопоставлении Дити (матери дайтьев). Есть мнение, что весь класс адитьев состоит из богов, чьи имена обозначают абстрактные понятия: Варуна — «Истинная Речь», Митра — «Договор», Арьяман — «Гостеприимство», «Товарищ», Анша — «Доля», Бхага — «Доля», «Часть», «Наделитель», Дакша — «Ловкость», «Способность». Нечто сходное наблюдается и в других случаях — мифологизация и деификация (обожествление) названий рек (особенно ср. Сарасвати), конкретных предметов и явлений: Сома — растение, напиток, бог; Агни — огонь, бог; Ушас — заря, богиня.
Разное положение на шкале «абстрактное — конкретное» в известной степени связано с различным уровнем антропоморфности персонажей высшего уровня — от предельной [при которой, однако, сохраняются следы связи с соответствующим явлением (Индра, Варуна и др.)] до значительно ослабленной (Дьяус, Притхиви, Агни, Сома, Сурья и др.), причём эти же элементы могут выступать и без каких-либо признаков антропоморфности. В ряде случаев антропоморфный персонаж трансформируется в териоморфный (ср. Индра → бык, Агни → конь, Пушан → козёл и т. п.; ср. корову как мать марутов). Некоторые абстрактные деифицированные элементы принципиально неантропоморфны. Другая примечательная особенность, соотносимая с данной, состоит в многочисленных примерах синонимии персонажей В. м. в том, что касается их функций и связей. Так, с солнцем, как небесным огнём, оказываются связаны Сурья, Савитар, Агни, Митра, Пушан, Ушас и др. И в других случаях сферы действия богов и их характеристики постоянно пересекаются и частично покрывают друг друга. Отсюда следует, что каждое божество характеризуется несколькими признаками, которые то актуализируются, то нейтрализуются, и что вся совокупность персонажей объединяется относительно ограниченным набором основных признаков. Именно это и создаёт синкретизм ведийских богов, полнее всего реализующийся в явлениях двух родов. С одной стороны, речь идёт о постоянных (иногда весьма длинных) рядах отождествлений типа «Ты Агни — Индра, … ты — Вишну, … ты — брахман, … ты, Агни, — царь Варуна, … ты бываешь Митрой, ты — Арьяман…» и т. д. (РВ II, 1). С другой стороны, эта особенность В. м. объясняет то, что каждое божество в данной ситуации могло возрастать в ранге и трактоваться как высшее независимо от его места в системе мифологии. Указанные черты, в частности тождество в заданном отношении, различия градуального характера, свойственные мифологическим персонажам, создают особую структуру ведийского мифологического пространства. В аспекте тождества оно тяготеет к текучести и непрерывности, в аспекте различения оно дискретно и счётно.
Мифологическое пространство Ведийской мифологии разнородно и производит впечатление несбалансированности его частей и слабой организованности в целом [неотчётливость иерархических связей (и Индра и Варуна — «цари богов»), смазанность границ между богами, богами и небогами, абстрактными и неабстрактными персонажами, между разными уровнями системы, между языковым и мифологическим топосом и т. п.]. Обилие версий одного и того же мифа (например, космогонического) или наличие единой схемы мифа, заполняющейся разными персонажами, создаёт принципиальную множественность мифологического описания и соответственно его интерпретаций, что увеличивает открытость системы Ведийской мифологии. В отношении основного корпуса мифов эта система весьма избыточна и недостаточно конструктивна. Более того, значительная часть персонажей Ведийской мифологии лишь в относительно небольшой степени объясняется или выводится из известных мифов. В этом отношении персонажи Ведической мифологии образуют имманентную систему с большим количеством информации (в теоретико-информационном смысле) её элементов, чем, например, боги древнегреческого пантеона, весьма полно описывающиеся через миф.
Особенности системы Ведийской мифологии, в частности её открытость и незавершённость, определили дальнейшие черты в её развитии в направлении создания больших спекулятивно-религиозных, теологических (включая и тяготеющие к монотеистическим решениям) и натурфилософских концепций. Эти условия, в частности, способствовали перекодированию тех или иных элементов В. м. или их конфигураций в духе морально-этических учений. Так, универсальный принцип, определяющий статус ведийской вселенной, равно приложимый к богам и людям, физическому и духовному, — рита (rtá), противопоставленный анрита (anrtá), беспорядку, хаотичности, отсутствию истины. Концепция рита приводит к понятию истины (satya) и в морально-оценочном плане, а также к понятию соответствующего поведения (vrata), а позднее и долга (включая учение о четырёх стадиях жизни). В этом смысле учение о rtá предвосхитило более поздние концепции кармы и дхармы.
Помимо высшего (божественного) уровня системы Ведийской мифологии
1), можно говорить ещё о ряде уровней:
2) деифицированные абстрактные понятия, женские божества (кроме Ушас);
3) полубожественные персонажи (чаще всего групповые: Рибху, апсары, гандхарвы, Вастос пати, ангирасы);
4) мифические герои и жрецы (Ману, Бхригу, Атхарван, Дадхьянч, Атри, Канва, Кутса и др.);
5) враждебные демонические персонажи, играющие заметную роль в
мифологических сюжетах (как индивидуальные — Вритра, Вала, Шушна,
Шамбара, Намучи и т. п., так и групповые — асуры, пани, даса, ракшасы,
пишачи и др.);
6) деифицированные неантропоморфные объекты: животные (лошади:
Дадхикра, Таркшья, Эташа, Пайдва; бык, корова, козёл, черепаха,
обезьяна, птицы), растения (ашваттха как образ мирового дерева),
элементы ландшафта (реки, горы и т. д.), атрибуты жертвоприношения
(алтарь, подстилка из жертвенной травы, жертвенный столб, давильные
камни и т. п.), символы (так называямая cakra, т. е. колесо — солнце,
свастика, посуда, утварь и т. п.); показательно, что к одушевлённым
предметам относятся алтарь, бубен, оружие, игральные кости, целебные
мази и пр., якобы обладающие волей и способностью действовать;
7) человек в его религиозно-мифологическом аспекте: разные виды жрецов
(брахман, хотар, удгатар, адхварью, атхарван), человек как объект
мифологической системы (молитва, жертвоприношение и т. д.) и субъект
соответствующих описаний; «отцы» (питары), усопшие предки, живущие на
третьем небе и образующие особые семьи, иногда совпадающие с жреческими
фамилиями (Васиштхи, Бхригу, Атхарваны, Ангирасы и т. п.).
Существует и другой (неипостасный) способ описания Ведийской мифологии. Он предполагает оперирование предикатами, т. е. основными и наиболее характерными действиями, свойственными мифологическим персонажам и описывающими основные параметры самой ведийской модели мира. Эти предикаты наилучшим образом выявляют повторяемость общих элементов В. м. При известном разнообразии форм языкового выражения одних и тех же предикатов они могут быть сведены к относительно небольшому числу мифологических мотивов. Более того, выделенные предикаты-мотивы допускают дальнейшую редукцию, в результате которой вычленяется несколько простейших действий. Их целесообразно интерпретировать не в терминах мифологических мотивов, а как элементарные космологические акты-инварианты, соответствующие определённым основным смыслам. К числу таких актов можно отнести создание опоры, установление опоры, осуществление посредничества (создание пространства), наполнение пространства, охватывание всего сущего (реализация свойства быть единым), выход за пределы вселенной и т. п. Эти акты в своей совокупности описывают становление вселенной и одновременно характеризуют её параметры, т. е. вскрывают основные черты ведийской модели мира.
Космологическая модель Ведийской мифологии исходит
из противопоставления неорганизованного обуженного и вселяющего страх
хаоса (ahas) организованному широкому пространству космоса (urú loká),
между которыми есть путь; ведийская вселенная противопоставляется
неведийской, а ведийский человек — неведийскому. Структура времени и
пространства ориентирована на различение сакрального центра (рубеж
старого и нового года, центр земли — место жертвоприношения) и
профанической периферии; на цикличность и изоморфность большого и
малого цикла [год и сутки, концентрические пространства вокруг алтаря
по горизонтали (четыре страны света) при трёхчленной структуре по
вертикали: небо (svarga loka) — земля — ад (nārakaloka, царство Ямы)],
на сопряжённость времени и пространства (Брахман = год). Числовые
константы — 3 и кратные трём числа: 9, 12, 33…, а также 4, 7.
Элементный состав — вода, земля, огонь, воздух, позже — эфир (акаша);
метафизические сущности — сущее (sat): не-сущее (asat), связанное
(diti): несвязанное (aditi). Существен для ведийской концепции
изоморфизм макро- и микрокосма (ср. происхождение частей мира из членов
тела первочеловека Пуруши).
Все эти элементы так или иначе отражены в мифах творения и в разных их
вариантах [Отец-Небо и Мать-Земля, Пуруша, золотой зародыш, Нечто
Единое (tad ekam), сущее, космический жар (tapas), Вишвакарман,
Праджапати (самозарождение), космогонический процесс как
жертвоприношение и т. д.]. Ведийская космогония таким образом в
значительной степени определяет и ритуал (жертвоприношение
воспринимается как образ космогонического акта) и мифологию.
Ядро Ведической мифологии образуют космогонические мифы, представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование [«Тогда не было ни сущего, ни не-сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним… Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью… Всё это неразличимо текуче» (РВ X 129)]; вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).
Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа
(ср. брахманы). Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более
поздняя версия — путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их
— результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой
вариант — происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из
которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман.
Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли
соответственно небо и земля. В яджурведической литературе творение
связывается с вепрем начальных времён (обычно отождествляемым с
Праджапати), ныряющим в воды и из ила создающим землю. Некоторые тексты
отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из
лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта
последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических
представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие
поздние варианты мифа о творении (например, в упанишадах), являющиеся
уже результатом натурфилософских спекуляций, но сохраняющих и исконную
мифологическую основу. Ср., например, версию о творце, отождествляемом
со смертью или голодом, пожелавшем воплотиться, т. е. создать тварный
мир («Брихадараньяка-упанишада»). Дальнейшие вариации этого мотива —
создание жертвы (в частности, для Праджапати, создавшего потом дева и
асур) и из частей её основных элементов — вселенной — приобретают
значение самодовлеющего целого. Речь идёт прежде всего о создании
вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ X 90; АВ X 2) — как
природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу, …
брахманом стали его уста, руки — кшатрией, бёдра его — вайшьей, из ног
возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце, … из
головы возникло небо…»); в основе этого варианта лежит практика древних
человеческих жертвоприношений. Подобно этому ашвамедха дала начало
мифологическому варианту творения мира из частей коня
(«Брихадараньяка-упанишада»).
Начиная с «Атхарваведы», нередко отождествляется с жертвоприношением и
Вишну, с которым уже в «Ригведе» связана мифологема о трёх шагах,
создающих вселенную и моделирующих как структуру её, так и функцию
центра, исполняемую Вишну. Обычно эта мифологема включается в миф о
борьбе с демоном Вритрой, в которой Вишну помогает Индре. Творение как
результат жертвоприношения связывается также с Вишвакарманом, «творцом
всего», являющимся то как плотник, то как кузнец, то как ваятель, или с
Тваштаром, демиургом и искусным мастером. В частности, Тваштар породил
Брихаспати (или Брахманаспати), который как божественный первожрец
также имеет отношение к творению. Вишвакарман, Тваштар, Брихаспати в
мифе нередко изофункциональны (подобны) Праджапати. Наконец, иногда
первичная космогоническая функция приписывается в мифе Индре,
разъединившему небо и землю, укрепившему землю и установившему небесный
свод, что привело к созданию этого мира, характеризуемого дуальностью
(верхний мир — нижний мир, день — ночь, дева — асуры и т. д.).
Перечисленный круг мифов и мифологических мотивов составляет периферию в Ведийской мифологии, отражающую как бы предысторию творения. В центре Ведической мифологии — мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны — чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, т. е. к специфически ведийскому социальному космосу.
Этот основной миф, варьирующийся в многочисленных версиях, содержит
ряд существенных мотивов [например, чудовище на горе (холме),
охраняющее напиток бессмертия (амриту), сому, или в водах и т. п.],
которые, с одной стороны, помогают установить связь основного мифа с
другими мифологическими мотивами, являющимися его трансформациями, а с
другой стороны, дают возможность конкретизировать его роль в жизни
ведийского общества. Так, становится весьма вероятным предположение,
что этот основной миф был своего рода сценарием, воспроизводимым в
ритуале перехода, приуроченном к новому году, т. е. к тому критическому
моменту, когда в соответствии с циклической концепцией времени космос
возвращается к своему изначальному недифференцированному состоянию, и
особый ритуал должен был заново синтезировать космос, повторив все
этапы его становления, имевшие место в «первоначальные» времена.
Таким образом, в основном мифе и ритуале актуализировалась связь
мифологической диахронии и синхронии, происходило приобщение к истокам,
в частности, через своего рода инициацию (таинство), связанную с
отождествлением участника ритуала (или воспринимающего миф) с
божественным персонажем основного мифа, проверялась и удостоверялась
структура вселенной и ведийского общества. Благодаря основному мифу
происходила как бы физическая и нравственная регенерация как всего
коллектива в целом, так и его отдельных членов. Обобщённые отражения
этой ситуации были в состоянии запечатлеваться в различных образах — от
сновидений до таких синтетических концепций, как мировое дерево,
брахман и т. п., вокруг которых мог разыгрываться сценарий основного
мифа. Разумеется, существовало значительное количество других мифов, но
большая их часть в той или иной степени дублировала схему основного
мифа или расширяла и модифицировала её (ср. варианты, связанные с
заменой Индры или включением других богов в качестве его помощников).
Не случайно, что количество мифов, связанных с данным божеством, в
значительной степени зависит от включённости этого божества в схему
основного мифа. С персонажами, наделёнными абстрактно-космогоническими
функциями (Агни, Сома, Варуна и т. п.), связано весьма небольшое число
мифов.
Ведийской мифологии, как она отражена в древнейших текстах,
предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности
мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен
в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в
установившейся, законченной форме. В то же время в недрах В. м.,
понимаемой как нечто единое, но представленное в многообразии
вариантов, начинали складываться (и чем дальше, тем больше и
определённее) мифологические мотивы, мифологемы и целые мифы, которые
со временем отрывались от общего ствола и приобретали большую или
меньшую независимость, например, история любви царя Пурураваса к апсаре
Урваши, ставшая впоследствии знаменитой благодаря литературной
обработке, и др.
Историко-культурное значение Ведийской мифологии исключительно велико.
Она оказалась истоком великих религиозно-философских концепций,
зародившихся позже в Индии, и послужила основой для поэтического
творчества.
Ряд мифологических мотивов получил яркое выражение в последующей
литературе и изобразительном искусстве народов Индии и за её пределами.
Литература:
Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1, М., 1876;
Овсянико-Куликовский Д. Н., Религия индусов в эпоху Вед, «Вестник Европы», 1892, т. 2—3;
Огибенин Б. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы», М., 1968;
Елизаренкова Т. Я., Мифология Ригведы, в кн.: Ригведа, М., 1972;
Bergaigne A., La religion vèdique d’après les hymnes du Rig-Vèda, v. 1—4, P., 1878—97;
Maedonell A. A., Vedic mythology, Strassburg, 1897;
Bloomfield M., The religion of the Veda, N. Y.—L., 1908;
Schroeder L. von, Arische Religion, Bd 1—2, Lpz., 1916—23;
Oldenberg H., Die Religion des Veda, 2 Aufl., Stuttg.—B., 1917;
Griswold H., The religion of Rigveda, L., 1923;
Keith A. B., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, H. 1—2, Camb., 1925;
Dumézil G., Mitra — Varuna. Essai sur deux représentations indo-europèennes de la souverainete, P., 1948;
Dumézil G., Les Dieux des Indo-Européens, P., 1952;
Renou L., Religions of ancient India, 2 ed., Delhi, 1972;
Lüders H., Varuna, t. 1—2, Gött, 1951—59;
Thieme P., Mitra and Aryaman, New Haven, 1957;
Gonda J., Some observations on the relations between «gods» and «powers» in the Veda…, s’Gravenhage, 1957;
Gonda J., Die Religionen Indiens, t. 1—2, Stuttg., 1960—63;
Moeller V., Die Mythologie der vedischen Religion und des Hinduismus, в
кн.: Wörterbuch der Mythologie, hrsg. von H. W. Haussig, Abt. 1, Lfg.
8, Stuttg., 1966;
Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970;
Kuiper F. B. J., Cosmogony and conception: a Query, «History of religions», 1970, v. 10, № 2.
В. Н. Топоров.
Энциклопедия "Мифы народов мира", Москва "Росскийская энциклопедия", 1994 г.