Вторник, 31 Декабря 24, 03:15 | Главная |
|
Кашмирский шиваизм
Учение, называемое обычно кашмирским шиваизмом, есть недвойственная
доктрина Агам, или Тантр — священных писаний шиваизма и шактизма. Его
возникновение относят примерно к 8 в. н. э. Кашмирский шиваизм также
именуют парадвайтой ("высшей недвойственностью") и сватантрья-вадой
("учением о свободе [сознания]").
Согласно КШ, в абсолютном
смысле существует лишь Сознание, осознающее себя, свободное и
деятельное — которое есть Бог. Это высшее Сознание называют Парасамвит,
Парамашива или Ануттара; оно проявляется в динамическом взаимодействии
двух своих модусов, пракаши (света Сознания) и вимарши (силы
самосознания, отражения) — или Шивы и Шакти. Сила вимарши проявляется
как Я ЕСТЬ (параханта, атман). Мир есть проекция Сознания, неотличная
от него самого — и потому он реален.
Суть реализации —
осознать себя как тождественного высшему Сознанию (поэтому метод КШ
называют пратьябхиджня, "признание") и увидеть весь мир как его игру
(чидвиласа), исполненную блаженства. Подобное признание истинной
природы Реальности происходит спонтанно — по воле самого Шивы, его
невозможно достичь какими-либо техниками. Поэтому Ватуланатха-сутра
гласит: "Обращением к великой спонтанности обретается истинная
природа". Однако КШ предусматривает и возможность постепенного пути
(крама) — ведущего так же к конечной реализации Единства.
Базовый
текст КШ, считающийся божественным откровением — Шива-сутры, записанные
мудрецом Васугуптой и датируемые 9 в. н. э. Кроме него, стоит отметить
Спанда-карики Каллаты, Шива-дришти Сомананды, Ишвара-пратьябхиджню
Утпаладевы и Тантралоку Абхинавагупты, а также ряд текстов, относящихся
к классу Агам — таких как знаменитая Виджняна-бхайрава.
Абсолютный Шива 1. Свобода (сватантрья)
– корень счастья, зависимость же от других есть источник страданий.
Одной лишь свободы достаточно для наслаждения и освобождения.
2. Всевышний Господь (Парамешвара)
свободен. Как Атман Он пребывает во всем. Он самоочевиден. Свет писаний
нужен лишь для того, чтобы устранить тьму сети иллюзии.
3. Все, что пребывает в этом мире, существует благодаря силе света сознания (пракаша). Эта сила сознания, источник всего существующего, всегда явлена сама по себе.
4.
Подобно тому, как чистый кристалл, преломляя свет и создавая множество
цветов, сам не изменяется, так и вечно чистый свет сознания всегда
пребывает неразделенным, хотя все множество объектов проявляется в нем.
5.
Но кристалл безжизнен и не сознает собственного существования. Свет
сознания же всегда осознает сам себя, так как сила осознания (вимарша) есть его сущность.
6. Пракаша, отделенный от вимарши, перестанет быть светом; также и вимарша, отделенная от пракаши, лишится своей сущности.
7. Пракаша и вимарша
– два имени, данные одной реальности для удобства объяснения. В
действительности, они нераздельно связаны и являются сущностью друг
друга.
8. Атман имеет природу силы сознания (самвит), то есть нераздельного слияния (самараса) пракаши и вимарши. Он совершенен в себе и свободен в познании и действии. Кто может отрицать его бытие и на каких основаниях!?
9. Абсолютное сознание, сущность всего, есть Всевышний Господь в своей свободе. По своей природе (свабхава) Он спонтанно проявляется, и Его проявление представляется всем множеством феноменов – от Шивы до земли.
10. Кто и каким образом сможет точно описать Его Божественность и абсолютную свободу? Совершенные (сиддха) указали на нее различными терминами – такими как пульсация (спанда), вспыхивание (спхурти) и колебание (гхурни).
11. Это пыл (ручи) Недвижимого, подобный внутреннему импульсу. В предании Себя (вишранти) этому пылу – высшее блаженство Великого Господа.
12. Без этого бы Господь был один, подобно скале. Кто бы тогда смог прийти к заключению о том, существует Он или нет?
13.
Тогда, будучи несознающей пустотой, Он перестал бы быть Господом. Но
Бог не таков, Он всегда в [сознании] экстатического бытия «Я».
14. Он есть сознание (чити) и являет себя посредством сознания, которое есть пракаша. Будучи сознанием по самой своей природе, Он осознает себя как «Я».
15.
Все сущее возникает из него и в нем растворяется через его Шакти. Эта
сила творения и поглощения отличает Господа от пустоты или несознающей
субстанции (джада).
16. Таков истинный принцип реальности творения, принятый совершенными. Другая же теория – о видоизменении основной сущности (прадханикапаринама-вада) – годится лишь для тех, кто [разумом] подобен ребенку.
Отрывок из «Сватантрья-Дарпаны» Б. Н. Пандита Перевод С. Федорова
|
Категория: Религия и Эзотерика | Добавил: Rajj (11 Ноября 09)
|
Просмотров: 809
|
|
| |